PINK FLOYD
1965, Великобритания
Исходный состав: Сид Барретт (Роджер Кейт Барретт, 6.01.1946) — вокал, гитара; Роджер Уотерс (6.09.1944) — бас, вокал; Ричард Райт (28.07.1945) — клавишные, вокал; Ник Мэйсон (27.01.1945) — ударные
Эта величайшая группа «прогрессивного» мэйнстрима была образована по инициативе Уотерса, поступившего после окончания Кембриджа в лондонский «Regent Street Polytechnic» для изучения архитектуры. Базой по созданию PINK FLOYD стала команда SIGMA-6, где кроме Уотерса играли еще два студента-архитектора — Райт и Мэйсон. Предполагалось, что первый будет играть на лидер-гитаре, второй — на ритм-гитаре, а третий — на ударных. Также в состав SIGMA-6 входили Клайв Меткалф (бас), Джулиэтт Гейл (вокал) и Кейт Нобл (вокал). Меняя свое название то на T-SET, то на THE MEGADEATHS, то на THE ABDADS, коллектив выступал в клубах и кафе, исполняя популярные в то время песни в стиле ритм-энд-блюз. Вскоре Райт женился на Гейл и покинул «Regent Street Polytechnic», полностью посвятив себя игре на клавишных инструментах. После ухода Меткалфа и Нобл Уотерс решил пригласить в группу Барретта, с которым он был знаком по Кембриджу. Сид писал сюрреалистические стихи и вообще слыл неординарной личностью. Уотерс познакомил Барретта с Мэйсоном и Райтом, после чего возникло решение сформировать абсолютно новую группу. Достаточно быстро Барретт стал основной движущей силой квартета, которому дал название THE PINK FLOYD SOUND (Pink и Floyd — имена американских блюзменов Андерсона и Консула соответственно). Поскольку Барретт неплохо владел гитарой, то Уотерс переключился на бас. Так был сформирован первый классический состав PINK FLOYD.
Сценический дебют группы состоялся в лондонском клубе «Countdown» в конце 1965 г. Сет состоял из ритм-энд-блюзовых и блюзовых стандартов. Вполне традиционный материал интерпретировался своеобразно: использование фидбэка делало саунд группы пронзительным, тягучим и потусторонним одновременно. С марта 1966 г. THE PINK FLOYD SOUND начали постоянно выступать в лондонском клубе «Marquee», каждое воскресенье участвуя в психоделическом шоу «Spontaneous Underground». Под влиянием Барретта группа отказывается от разработки блюзового наследия и начинает играть свой материал, написанный в основном Сидом. Композиции последнего отличались значительной продолжительностью, резкими переходами от красивой мелодии к диссонансу, различными гитарными экспериментами и текстами, наполненными сказочными и космическими образами. На сцене группа одной из первых стала активно использовать световые и пиротехнические эффекты, например слайд-проекторы. Очень скоро THE PINK FLOYD SOUND стали весьма почитаемы в среде лондонских прогрессивных команд. Музыкантами заинтересовались менеджеры Питер Дженнер и Эндрю Кинг, и 31 октября 1966 г. обе стороны подписали соглашение о начале официального сотрудничества. Дженнер и Кинг настояли на сокращении названия группы до THE PINK FLOYD. Под новой вывеской музыканты дебютировали 23 декабря в клубе «UFO». Через некоторое время был убран и артикль, после чего название группы обрело современный вид.
Первый сингл PINK FLOYD записали 27 февраля 1967 г. в студии «Sound Techniques» под руководством продюсера Джо Бойда, еще не имея контракта с какой-либо компанией звукозаписи. Собственно контракт был подписан с «EMI» в марте, которая поспешила выкупить записанный сингл — композицию Барретта «Arnold Lane». Уже в следующем месяце «Arnold Lane» достиг в национальном хит-параде Великобритании 20-й позиции. Широкая известность, приобретенная музыкантами, носила оттенок скандальности. Дело в том, что в песне рассказывалось о молодом человеке, имевшем пристрастие к женской одежде. Затронутая тема трансвестизма тогда была почти запретной, но не пройдет и пяти лет, как обыгрывание нестандартного сексуального поведения будет приносить многим музыкантам огромный коммерческий успех.
В июне 1967 г. второй сингл PINK FLOYD «See Emily Play» (автор — Барретт) добрался до 6-го места в британских чартах. Неудивительно, что первый студийный альбом группы «The Piper At The Gates Of Down», вышедший 5 августа 1967 г., мгновенно попал в Топ-10 Великобритании. Эта работа сделала PINK FLOYD лидерами английской психоделии, одновременно расширив представление о музыкальном творчестве как таковом. Совершенно неправы говорящие о том, что «The Piper At The Gates Of Down» был записан под влиянием альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» THE BEATLES. Последний вышел 1 июня 1967 г., а некоторые композиции дебютного диска PINK FLOYD были сочинены Барреттом еще в начале 1966 г. Если обращение к психоделии у THE BEATLES было разовой, хотя и гениальной, акцией, то работа PINK FLOYD стала логичным итогом двухлетнего эксперимента со звучанием инструментов, текстами, построением композиций и визуальными сценическими эффектами.
Чем же так примечателен и революционен «The Piper At The Gates Of Down»? Во-первых, совершенно неожиданными переходами от одной композиционной линии к другой. Чаще всего это резкая смена простой и приятной мелодии «шумовой» импровизацией (например, композиция «Bike»). Во-вторых, отсутствием в некоторых песнях выраженной мелодии, преобладанием в них нарративности ( «Chapter 24», «Scarecrow»). Подобное произведение трудно назвать песней в общепринятом смысле этого слова, т.к. она не имеет ни вступления, ни припева, ни коды. Широкое применение этот прием найдет в арт-роке начала 70-х. В-третьих, инструментальной «Interstellar Overdrive», являющейся беспрецедентной электронно-шумовой медитацией. Под словом «электронный» здесь подразумевается то, что вскоре действительно станет таковым в творчестве самих PINK FLOYD периода 1969-1971 гг., TANGERINE DREAM, KRAFTWERK и других схожих по стилистике коллективах. В-четвертых, насыщенностью различными неземными звуками, создающими мистическую атмосферу (обрывки «инопланетных» сообщений, эфирные шумы и сигналы, запредельный саунд). Наиболее яркий пример на альбоме — «Astronomy Domine». В-пятых, прямым обращением к средневековым европейским (кельтским, в частности) мотивам и образам ( «Motilda Mother», «The Gnome»). В-шестых, поэтическим дарованием Барретта. Его тексты, насыщенные необычными сравнениями, противопоставлениями и определениями, вместе со сказочными образами и персонажами создавали картину ирреального, но красочного и притягательного мира.
В сентябре 1967 г. PINK FLOYD провели короткое турне по Ирландии, а в октябре впервые выступили в США. Амерканские концерты выявили серьезную проблему: неумеренное пристрастие Барретта к наркотикам, в том числе и ЛСД. Зачастую Сид срывал выступления, а во время исполнения «Arnold Lane» в передаче «American Bandstand» он не смог попасть в фонограмму. 18 ноября 1967 г. вышел новый сингл группы, «Apple And Oranges», неожиданно для всех не попавший в чарты. Однако провал был закономерен. Барретт под воздействием сильнодействующих наркотиков отдалился от действительности, что не могло не отразиться на его творчестве. Композиции лидера PINK FLOYD становились неудобослушаемыми для рядового любителя рок-музыки. Барретта захватывают изощренные гармонии — часами он проигрывал их на гитаре, не желая сочинять что-нибудь в духе «See Emily Play». Уотерс, Райт и Мэйсон выражали недовольство такой ситуацией, ибо они были готовы экспериментировать и претворять в жизнь фантазии Барретта только в том случае, если это приносит коммерческий успех.
К началу 1968 г. Барретт стал полностью неконтролируемым, однако просто заменить Сида никто не решился. Поэтому Уотерс привел в PINK FLOYD второго гитариста — Дэвида Гилмора (6.03.1947), которого также знал ранее по учебе в Кембридже. В свое время именно Гилмор научил Барретта профессионально играть на гитаре. Выступал Гилмор в локальной команде JOKERS WILD, с которой иногда пересекался на концертных площадках с PINK FLOYD. Новый член группы стал не только вторым гитаристом, но и вокалистом и композитором, с ходу подарив коллегам несколько интересных музыкальных и сценических идей. Некоторое время PINK FLOYD выступали впятером, пока 6 апреля 1968 г. Барретт не заявил о своем уходе. Покинули PINK FLOYD и менеджеры Дженнер и Кинг, полагаясь на скорый закат группы. Однако уход Барретта позволил PINK FLOYD пойти дальше, пусть и отличным от прежнего путем.
Второй полноформатный альбом PINK FLOYD увидел свет 29 июня 1968 г. Названный «А Saucerful Of Secrets», он достиг в британском хит-параде 9-го места. Новый альбом получился очень интересным и не был прямолинейной разработкой идей предыдущего диска. Вновь не обошлось без скандала: композиция «Corporal Clagg», рассказывающая о солдате, который вернулся с войны на деревянной ноге и с медалью от Её Величества, подверглась критике за «оскорбление британских героев и патриотов».
С июля по октябрь 1968 г. PINK FLOYD гастролировали по США. В Британии же в октябре вышел фильм «Tonight Let's All Make Love In London», содержащий три песни PINK FLOYD. Сотрудничество группы с кинематографом продолжилось в 1969 г., когда в июле вышел саундтрэк «More» к одноименному фильму Барбета Шредера. Коммерческий успех «More» был значителен — 9-е место английских чартов. С осени 1969 г. концертные шоу PINK FLOYD увеличиваются в масштабах. Продолжились и эксперименты со звуком. В концертных залах музыканты устанавливали два дополнительных динамика позади слушателей, так что получался «двойной» стереоэффект — примитивная квадрофония.
В октябре 1969 г. вышел двойной альбом «Ummagumma» (UK-5). Первая пластинка содержала концертные записи июня-августа 1969 г., а вторая — продолжительные сольные номера каждого из участников PINK FLOYD. С «Ummagumma» в январе 1970 г. PINK FLOYD наконец-то сумели покорить чарты США. Альбом вошел в американский Топ-100 и поднялся до 74-го места. В это время вышел и первый сольный альбом Барретта «The Madcap Laughs», записанный при помощи Гилмора и Уотерса. Дебют Сида оказался удачным: «The Madcap Laughs» достиг в британских чартах 40-го места.
В марте 1970 г. вышел саундтрэк «Zabriskie Point» к одноименному культовому фильму Микеланджело Антониони. Помимо композиций THE GRATEFUL DEAD, THE YOUNGBLOODS, KALEIDOSCOPE и других групп в звуковую дорожку вошли три музыкальные темы PINK FLOYD. 10 октября 1970 г. в продаже появилась новая пластинка группы — «Atom Heart Mother» (UK-1/US-55). Первая сторона диска была очень сложно аранжирована рожковыми инструментами и мужским и женским хорами. Вторая сторона открывалась песней Уотерса «If», где Роджер разрабатывал излюбленную тему отчужденности и несбывшихся надежд. «If» ознаменовала собой постепенный переход PINK FLOYD к злободневной социальной тематике (под влиянием Уотерса) от сказочного и местами инфантильного наследства Барретта. На «Atom Heart Mother» PINK FLOYD впервые удалось добиться монументального звучания вкупе с концептуальным подходом к написанию музыкального материала. Эти тенденции будут гениально развиты в последующих работах группы.
В ноябре 1971 г. PINK FLOYD выпустили альбом «Meddle» (UK-3/US-70). Он получился менее психоделическим, но именно на нем музыканты сумели добиться нового саунда, который станет превалировать в позднем творчестве PINK FLOYD. «Meddle» нес в себе яркие черты PINK FLOYD периода 1973-1979 гг.: пульсирующий бас Уотерса, надрывная и одновременно вкрадчивая слайд-гитара Гилмора, фантастически причудливые синтезаторные звуки Райта и мощная игра Мэйсона на ударных. Кроме того, на «Meddle» PINK FLOYD попытались отойти от своей мечтательно-робкой манеры пения, исполнив совместные вокальные партии по возможности мощно и воодушевленно. Позднее музыканты станут прибегать к дополнительной помощи бэк-вокалисток. Самые яркие места альбома — инструментальная пьеса «One Of These Days» с небольшим фрагментом текста посередине и грандиозная сюита «Echoes», составленная из потусторонних звуков, птичьих криков и тяжелых роковых фрагментов. Ей отвели вторую сторону далека.
В феврале 1972 г. PINK FLOYD работали над звуковой дорожкой к фильму Барбета Шредера «The Valley». Саундтрек под названием «Obscured By Clouds» появился в продаже 3 июня 1972 г. и достиг в Британии 6-го места. Он стал также первым альбомом PINK FLOYD, вошедшим в американский Топ-50 (46-е место).
Новый студийный альбом PINK FLOYD «The Dark Side Of The Moon» вышел 24 марта 1973 г. и через неделю занял в британских чартах 2-ю позицию (так и не став первым, он пробыл в списках популярности 310 недель). В США успех оказался более внушительным: 1-е место (28 апреля 1973 г.) и 741 неделя в списках (т.е. почти 15 лет — показатель, не имеющий аналогов). «The Dark Side Of The Moon» имеет несколько слагаемых своего триумфа. Во-первых, это тексты песен. Они написаны Уотерсом и подчинены одной концептуальной идее: рассказать о проблемах современного общества. Центральная тема первой стороны диска — бесцельно растраченные годы юности. Композиция «Time» обращена к представителям молодого поколения, считающим, что в запасе у них целая вечность. Но рано или поздно приходит горькое прозрение: «Ты молод и жизнь длинна — есть время убить день. Но однажды ты замечаешь, что десять лет остались позади. Никто не сказал тебе, когда бежать — пропущен сигнал старта». Вторая сторона диска открывается композицией «Money», рассказывающей о безграничной власти денег над человеком. Герой песни умеет брать от жизни все и назидательно поучает слушателя: «Кончились деньги — подыщи работу, где прилично платят, и все будет о'кей». Следующая композиция — «Us And Them» — повествует о генералах, «играющих» в настоящие войны. А пока происходит дележ мира, тысячи людей умирают от голода. Спастись от проблем, по мысли Уотерса, можно на обратной стороне Луны (песня «Brain Damage»), но слова, звучащие в самом конце альбома, показывают иллюзорность любого побега от действительности: «На самом деле у Луны нет обратной стороны».
Во-вторых, это подача музыкального материала. Несмотря на концептуальность альбома, музыканты создали несколько запоминающихся композиций, которые можно было напевать, использовать в качестве теле- радиозаставки или сопровождения рекламного ролика. Так, например, композиция Райта «The Great Gig In The Sky» звучала в рекламе таблеток от головной боли.
В-третьих, это удачный подбор «кадров». Высочайшее качество звучания альбома — заслуга звукорежиссера Алана Парсонса. Приглашенный саксофонист Дик Перри, безусловно, внес новые краски в музыкальную палитру группы, сыграв на «Money» и «Us And Them». Ну и, конечно, невозможно забыть вокал Клэр Торри на «The Great Gig In The Sky».
В-четвертых, это великолепное звуковое обрамление альбома. Использованные в фонограмме «сэмплы» стука сердца, боя часов, звона монет, заразительного смеха оставляют после прослушивания незабываемые впечатления. «The Dark Side Of The Moon» также насыщен стереоэффектами (выход альбома совпал с повсеместным переходом на стереопроигрыватели).
В 1974 г. PINK FLOYD не решились на выпуск очередной студийной пластинки — слишком высоко была поднята планка на «The Dark Side Of The Moon». Музыканты гастролировали, а к работе над новым альбомом приступили лишь в начале 1975 г. 15 сентября 1975 г. седьмой диск группы увидел свет. Он назывался «Wish You Were Here», и снова вся лирика принадлежала перу Уотерса. Менее чем через месяц «Wish You Were Here» возглавил чарты Британии и США. Такой успех не был чисто автоматическим — альбом мало чем походил на своего предшественника. «Wish You Were Here» можно назвать концептуальным, поскольку речь в песнях идет о молодом гитаристе, мечтающем стать рок-звездой. В конце концов он становится знаменитым, но платит за это своим помешавшимся рассудком. Из текста ясно, что этот музыкант — Сид Барретт, хотя сами PINK FLOYD утверждают, что Барретту посвящена только песня «Shine On You Crazy Diamond».
С первых тактов «Whish You Were Here» слушатель погружается в мир грез, созданный хрупкими гитарными партиями Гилмора и нежными клавишными пассажами Райта. Далее следуют обращение к Сиду ( «Помню, когда ты был молод, ты сиял словно солнце…») и мощный рефрен: «Shine On You Crazy Diamond!» — «Сияй, безумный алмаз!», подхватываемый бэк-вокалистками Венетой Филдз и Карленой Уильямс. Уходящая вдаль концовка первой части «Shine On You Crazy Diamond» отмечена сильной импровизацией на саксофоне Дика Перри. Вслед за ней медленно надвигается композиция «Welcome To The Machine». Машина — это не просто дорогой автомобиль, символ высокого положения и достатка. Это все перемалывающая Машина шоу-бизнеса. Именно с ней сталкивается герой в песне «Have A Cigar». Представители Машины безмерно довольны продажами альбомов и высокими местами в хит-парадах, они предрекают герою и его группе фантастическое будущее. Но на самом деле им нет никакого дела ни до музыки, ни до самих музыкантов, что следует из вопроса «Между прочим, кто из вас Пинк?» (ситуация взята из реальной истории PINK FLOYD — именно такой вопрос был задан группе весной 1967 г. в офисе «EMI»). Нажива — единственное, что интересует шоу-бизнес. Ради этого из музыкантов будут выжаты все соки: «Успели ли мы тебе сказать, что наша Игра называется „Поездка в Кладбищенском Поезде?“ Вокал на „Have A Cigar“ принадлежит Рою Харперу, т.к. Гилмор петь отказался, посчитав текст песни слишком язвительным.
Настойчивый зов „Хочу, чтобы ты был здесь“ одноименной композиции сменяется прощальными словами второй части „Shine On You Crazy Diamond“. Герой сломан Машиной, и теперь никто не знает его настоящее местонахождение. Торжественные звуки синтезаторов Райта отдают последнюю дань таланту Сида Барретта.
Последовашие вслед за выходом „Whish You Were Here“ концертные выступления показали, что шоу-постановки PINK FLOYD прибавили в грандиозности. Теперь, придя на концерт, можно было полюбоваться на настоящие пикирующие самолеты, объятые пламенем. В апреле 1976 г. PINK FLOYD приступили к работе над будущим альбомом „Animals“. Всегда критически настроенный Уотерс взялся заклеймить современное общество, целиком состоящее из пороков. Окружающий мир он представил в виде социума, где свиньи (политики, дельцы, диктаторы) при помощи собак (армия, полиция) управляют тихими и бесправными овцами (все остальное население). 23 января 1977 г. диск „Animals“ (UK-2/US-3) появился в продаже, одновременно начался одноименный концертный тур, продлившийся до 6 июля. Стилистически новый альбом PINK FLOYD был более сложен и отмечен интересными находками в области синтезаторных звуков.
На фоне непререкаемого авторитета PINK FLOYD в самой группе начались серьезные трения между лидером, Уотерсом, и остальными членами коллектива. Участие Гилмора, Райта и Мэйсона в сочинении альбомов к 1977 г. свелось к минимуму, поэтому последние стали искать приложение своих сил вне PINK FLOYD. Мэйсон стал заниматься продюсерской деятельностью: в 1977 г. он продюсировал альбом „Music For Pleasure“ панк-рокеров THE DAMNED, a годом позже выступил сопродюсером диска „Green“ гитариста-виртуоза прогрессивного рока Стива Хиллейджа (KHAN, GONG). Гилмор открыл новую звезду интеллектуального женского рока — Кэйт Буш, а в мае 1978 г. выпустил первый сольный диск „David Gilmour“ (UK-17/US-29), где на басу сыграл только что ушедший из THE SMALL FACES Рик Уиллз, будущий член FOREINGER и BAD COMPANY. Райт в ноябре 1978 г. дебютировал альбомом «Wet Dream».
Однако PINK FLOYD едва не прекратили существование не из-за внутренних трений, а по причине банкротства компании «Norton Warburg», вкладывавшей большие деньги в турне и записи PINK FLOYD. Как выяснилось, «Norton Warburg» была замешана в финансовых спекуляциях. И все же группа смогла записать в такой ситуации двойной альбом «The Wall», который по своей популярности может быть приравнен только к «The Dark Side Of The Moon». «The Wall» вышел 30 ноября 1979 г. и в декабре занял 3-е место в британских чартах. В США альбом в течение 15 недель возглавлял национальный хит-парад. Синглом была выпущена композиция «Another Brick In The Wall (Part II)», ставшая самым успешным синглом PINK FLOYD: 1-е место в Англии на протяжении 5 недель и 1-е место в США на протяжении 4 недель.
Альбом «The Wall» показал, что взгляды Уотерса на окружающий мир остались прежними. Герой двойной пластинки Пинк со школьной скамьи оказывается вовлеченным во взрослый мир, полный жестокости и лицемерия. В этом мире учителя измываются над учениками, на страны рушатся бомбы, а молодые подонки держат в страхе мирные кварталы. Образ Стены в альбоме многозначен. Это и преграда, отделяющая людей друг от друга, и символ несокрушимой полицейской государственной системы, и собирательное понятие, обозначающее всех жителей планеты, каждый из которых — маленький безмолвный кирпичик. Пинк не хочет участвовать в строительстве Стены и мечтает ее разрушить. Его судят, признают виновным и приговаривают к пожизненному заключению за Стеной. В одноименном фильме (вышел в 1982 г.; режиссер Алан Паркер, сценарист Роджер Уотерс, главную роль исполнил Боб Гелдоф из THE BOOMTOWN RATS) Стена рушится и ее многочисленные осколки уносят с собой дети.
В 1980-1981 гг. PINK FLOYD представляли материал своего последнего альбома в виде грандиозного шоу: прямо на сцене между группой и зрителями строилась десятиметровая стена (символ взаимного отчуждения), после чего она торжественно разрушалась. Шоу было поставлено 29 раз. Сразу же после мирового турне PINK FLOYD покинул Райт.
Следующий альбом группа выпустила только в 1983 г. Это был «The Final Cut» (UK-1/US-6), где на клавишных играл Боб Эзрин, сопродюсер PINK FLOYD на «The Wall». Новая работа PINK FLOYD была целиком антивоенной и вызвала не-однозначную реакцию. Одним «The Final Cut» безоговорочно нравился, другие указывали на чрезмерную политизированность и музыкальный примитивизм материала альбома. Как бы то ни было, но в мае 1983 г. сингл «Not Now John» достиг в Британии 30-го места, а сам альбом получил «платиновый» статус.
Однако успешный старт PINK FLOYD в 80-х вскоре был сведен на нет новым конфликтом между Уотерсом и Гилмором. В декабре 1985 г. Уотерс официально уведомил звукозаписывающие компании группы «EMI» и «CBS/Columbia» о том, что он более не является членом PINK FLOYD. В начале 1986 г. Гилмор сформировал коллектив DAVID GILMOUR & FRIENDS, куда вошли такие известные музыканты, как гитарист Мик Ральфс (MOTT THE HOOPLE, BAD COMPANY) и сессионный барабанщик Саймон Филлипс. После ряда концертов Гилмор распустил свою группу и решил возродить PINK FLOYD вместе с Мэйсоном. Уотерс обратился в лондонский суд, заявив, что никто не вправе без его согласия работать под маркой PINK FLOYD. Уотерс проиграл, после чего в ноябре 1986 г. было объявлено, что легенда прогрессивного рока по-прежнему существует и готовит материал к новому альбому.
В сентябре 1987 г. PINK FLOYD в составе Гилмор, Райт, Мэйсон, Тони Левин (бас, KING CRIMSON), Скотт Пейдж (саксофон), Гэри Уоллис (перкуссия), Дурга МакБрум (бэк-вокал), Маргарет Тэйлор (бэк-вокал) и Рэйчел Фьюри (бэк-вокал) приступили к мировому турне, стартовав в столице Канады Оттаве. Это грандиознейшее турне (только на монтаж оборудования для одного концерта уходило более 10 дней) продлилось целый год, за который группа дала 155 концертов в 15 странах мира. Шоу PINK FLOYD посетило около 10 миллионов человек. Вышедший одновременно с началом турне альбом «A Momentary Laps Of Reason» (UK-3/US-3) не только поддержал репутацию группы, но и привлек к ее творчеству массу молодых поклонников. Наиболее впечатляющей композицией альбома стала «Learning To Fly» (US-70), для которой был снят эффектный видеоклип, признанный лучшим музыкальным видео на MTV в 1988 г. По следам мирового турне PINK FLOYD издали двойной концертный альбом «Delicate Sound Of Thunder» (UK-11/US-11), почти за два месяца ставший платиновым.
В свою очередь Уотерс организовал 21 июля 1990 г. помпезное шоу «The Wall», приуроченное к разрушению стены между Западным и Восточным Берлином. Шоу проходило на месте уже разрушенной стены — 200 тысяч зрителей (плюс 5 миллионов телезрителей) наблюдали за выступлениями известных исполнителей. Среди приглашенных Уотерсом были Брайан Адамс, Вэн Моррисон, Шинейд О'Коннор, Синди Лоупер, Мэриэнн Фэйтфул, Джони Митчелл, THE BAND, SCORPIONS и др. Во время шоу на заднем плане сцены из огромных пластиковых блоков выстроили стену, которую после разрушили.
Весной 1994 г. PINK FLOYD возвратились на мировую музыкальную арену с новым альбомом «The Division Bell». Эта работа стала вторым по значимости камбэком сезона после диска «Voodoo Lounge» THE ROLLING STONES. «The Division Bell» (так называется колокол Британской Палаты Общин) явил собой достаточно удачную попытку группы вернуться на уровень середины 70-х. 23 апреля альбом возглавил чарты США. Два сингла ( «Take It Back» и «High Hopes») также побывали в хит-параде, первый занял в Британии 23-ю позицию, а второй — 26-ю. «High Hopes», подкрепленная оригинальным видео, стала любимым концертным номером PINK FLOYD и наиболее известной композицией альбома. 30 марта 1994 г. группа отправилась в огромное мировое турне в составе: Гилмор, Райт, Мэйсон, Тим Ренуик (гитара, вокал), Гай Прэтт (бас, вокал), Йон Карин (клавишные, вокал), Дик Пэрри (саксофон), Гэри Уоллис (перкуссия), Дурга МакБрум (бэк-вокал), Клаудиа Фонтэйн (бэк-вокал), Сэм Браун (бэк-вокал). По его итогам в 1995 г. вышел концертный диск «P.U.L.S.E.» (UK-1/US-1), привлекший внимание тем, что в его конверт была вмонтирована мигающая лампочка.
17 января 1996 г. PINK FLOYD были внесены в Зал Славы Рок-н-ролла. Почетное право чествовать группу вручили Билли Коргану, лидеру THE SMASHING PUMPKINS. Собственно PINK FLOYD представляли Гилмор, Райт и Мэйсон. После церемонии они вместе с Корганом исполнили композицию «Wish You Were Here».
Творчество PINK FLOYD явилось главным связующим звеном между роком и экспериментальной музыкой, между интеллектуалами и рядовыми любителями, между шоу-бизнесом и миром свободного поиска. Оставаясь где-то посередине, PINK FLOYD никогда не делали реверансов в чью либо сторону, двигаясь своим путем и работая на высочайшем уровне. Музыка группы практически свободна от чужих (да и собственных) заимствований, в ней соединились удивительные звуки и доступные мелодии, сложные полифонические структуры и остросоциальные тексты. Уникальный саунд PINK FLOYD невозможно скопировать, однако многие творческие находки великой группы были разработаны десятками значительных исполнителей, среди которых THE ALAN PARSONS PROJECT, KRAFTWERK, TANGERINE DREAM, HAWKWIND, Клаус Шульце и др.
Изменения состава
1968: + Дэвид Гилмор, гитара, вокал; — Барретт
1981: — Райт
1985: — Уотерс
1986: + Райт
История творческого пути Pink Floyd
Rick Wright — Клавишные
Roger Waters — Бас, вокал
Nick Mason — Ударные
Dave Gilmour — Гитара, вокал
Очень немного к 1980 году осталось в роковой музыке групп, стажем сравнимых с Pink Floyd. И уже никто не сможет похвастаться тем, что подобно Pink Floyd, на протяжении всех этих полутора десятилетий, они не выходили из фокуса интереса, и критики, и публики. А ведь по всем неписанным законам выживания в рок-музыке, группа является чем-то вроде динозавра, давно обреченного на вымирание, и заведомо — на непопулярность. В соответствии с этими законами в постоянно меняющем направление роке горе той группе, которая слишком долго топчется на месте, не выпуская сольных альбомов, и не реагируя на веяния моды. Pink Floyd презрели эти правила, и не похоже, чтобы с ущербом для себя. Вплоть до 1977 года не было выпущено ни одного сольного альбома, если не считать студийную часть альбома, где каждому из членов ансамбля досталось по пол-стороны, но и здесь музыка звучит так, как привыкли слышать у всей группы. Своего музыкального направления они существенно никогда не меняли. Pink Floyd начинали как психоделическая группа, однако, к удивлению историографов рока, их особенный звук, в отличие от творений других классиков психоделики, например, группы The Electric Pruners, оказался весьма долговременным, прежде всего потому, что их использование психоделических канонов всегда основывалось на постоянно совершенствующейся технике и новых идеях. В отличии, например, от Byrds и Grateful Dead, которые предпочли стать легко узнаваемыми поп-группами, ориентированными на списочный успех и в творчестве опирающихся на исследования различных музыкальных направлений, Pink Floyd для продвижения вперед выбрали определенную музыкальную область. Отказавшись от откровенного коммерческого успеха, они стали более замкнутыми в себе и основали новую сферу «интеллектуального рока», где обращение к разуму довлело над эмоциональным началом. Их путь в какой-то степени харатерен для некоторой части западной левонастроенной интеллигенции. С одним отличием: начиная, как многие, с отрицания, быть может, с игры в отрицание, с увлечения эксперементальным стихотворчеством, Pink Floyd сумели далее подняться до серьезного осмысления действительности.
Основоположник, первый лидер, поэт, композитор, певец и гитарист Pink Floyd Роджер Кит Баррет родился в январе 1946 года в Кембридже, там же составил себе репутацию сочинителя и музыканта. Его будущее начинается в средней школе вместе с друзьями — Роджером Уотерсом, который в те годы еще ничего не знал о бас-гитаре, и Дэйвом Гилмором, который не знал, что позже придет на замену Баррету в чудесную группу, которую тот создал. Когда в начале 1965 года Баррет перебрался в Лондон, он поступил в Кэммерберукльсскую художественную школу, где, кроме рисования, занимался игрой на гитаре. Играл он в разных группах- Geoff Mott & Mottos, The Hollering Blues и, наконец, в составе фолкового дуэта выступал вместе с Дэвидом Гилмором. Он писал стихи, в которых так или иначе, варьировался сюжет «о ниспослании высшими космическими силами» своих посланников на Землю — не то для того, чтобы спасти, не то для того, чтобы разрушить этот плохо устроенный мир. Роджер Уотерс оставил Кембридж, чтобы в Лондонском политехническом институте изучать архитектуру. Там же учился Николас Беркли, Мэйсон и Ричард Уильям Райт.
Эта троица позже организовала группу, и назвала ее Sigma-6. Руководил ею выпускник этого же института Кен Чэпмен, которому не удалось добиться внимания записывающих компаний. Естественным следствием этих неудач были частые изменения состава и перемена названий. Они именовали себя The T-Set, The Abdabs, и даже Screaming Abdabs. В период, когда в The Abdabs Роджер Уотерс играл на соло-гитаре, Клайф Маткалф был басистом, а вокальные функции были разделены между Китом Ноблем и Джульет Гейл, в студенческой газете появилось первое интервью с ансамблем. The Abdabs распался, а Гейл вышла замуж за Рика Райта и ушла из музыки. Мэйсон, Райт и Уотерс попытались начать сначала. Они пригласили джазового гитариста Боба Клоуза, тогда же в группе появляется зазванный Уотерсом Сид Баррет. Именно Сид придумал название новой группе — The Pink Floyd Sound — по имени своих любимых блюзменов из Джорджии Пинка Андерсона и Флойда Кансила. Состав окончательно стабилизировался после того, как творческие разногласия Между Барретом и Клоузом вынудили последнего уйти из ансамбля. Начинали они с чужого материала — репертуара Чака Берри и других звезд ритм-н-блюза; много исполняли от Rolling Stones, прежде чем Сид начал писать музыку сам. Изредка они играли на танцах и прочих развлекательных мероприятиях, но первым постоянным местом их выступлений стала дневная воскресная программа в Маркви-клубе, под названием «Спонтанный Андерграунд», начавшаяся в феврале 1966 года.
Тогда и появляются у Pink Floyd первые поклонники и они становятся более или менее «официальной»группой лондонского подполья. Здесь группу заметил Питер Дженнер, ставший ее первым менеджером, здесь же они совершенствовали и оттачивали свою электронную технику. 5 августа 1967 года вышел их первый альбом (название было взято Барретом из известной книги Чарльза Кингсли «Ветер в ивах»). В него вошли 11 песен, 10 из которых были сочинены Сидом. Он же сделал рисунок на тыльной стороне обложки. Альбом этот, появившийся одновременно с «Оркестром клуба одиноких сердец» Beatles и вариациями на тему Баха группы Procol Harum (Whinter Shade Of Pale), сделан очень профессионально и сегодня еще поражает своим мастерством. Мелодия Interstellae Overdriver, великолепная импровизация, постоянно меняющая размер и тональность, совершенно не дает почувствовать разделяющую нас дистанцию во времени. Она очень отличается от творений нынешних Pink Floyd, бескомпромиссных в своем движении вперед, с сильным контрастом между светом и тьмой. И другие композиции, например, Astronomy Domine, Poc R. Toc H., или The Scarecrow, вдохновляли многие прогрессивные британские группы. Электронно-космическому звучанию соответствовала и лирика Барета:
Известность и прозрачная зелень второго плана
Сражения небес, что знал когда-то
Сползающие отраженным звуком
Вокруг холодных вод подземных
В движении Юпитер, Оберон, Сатурн,
Нептун, Титан — пугающие звезды.
Бьют флаги на ветру. В фальшивом трепете
Испуганные лестницы м правила конца
Слепец… Прозрачна зелень звука,
Объемлющего ледяную слякоть,
И вновь звучит зеленая прозрачность
В промозглом темном подземелье…
С концертами дело обстояло далеко не так хорошо. Они обычно выступали в танцзалах и аудиториях, которые были ориентированы на соул и хитовые мелодии. Скрипучая флойдовская психоделика и отказ от компромиссов в музыке были для этих слушателей что горькая редька — поэтому на концертах нередки были беспорядки и швыряние бутылок. Но те, кто искал в роковой музыке возможность выплеснуть на окружающих избыток своей животной энергии, со временем оказались инородными единицами на концертах ансамбля. «Мы сменили тысячные толпы идиотов на несколько сотен думающих и неравнодушных», — говорил тогда в одном из интервью Уотерс. В октябре они предприняли свое первое турне по США, выступая в залах «Филмор Уэст» и «Филмор Ист».
В то время, когда остальная часть группы предпочитала наркотикам алкоголь, Баррет, чтобы проникнуться атмосферой психоделического подполья, принимал изрядное количество LSD, черпая из него вдохновение для игры и композиторской деятельности. Возможно, он переборщил с наркотиками, или всплыли на свет проблемы, ранее не заметные, но во время турне поведение Сида было весьма странным, и с каждым днем все более необъяснимым. На некоторых выступлениях он мог только стоять, бренча на одной струне весь вечер и уставившись в публику. 18 ноября выходит очередной сингл группы Apples And Oranges — результат работы на студии Abbey Road Фирмы EMI. Этот сингл — равно как и следующий, Wouldn't It Be So Nice — провалился, и начинало казаться, что группа не переживет психоделической атмосферы. Тем временем Баррет постепенно отходит от дел и становится балластом для группы. Остальные Floyd решили пригласить нового гитариста, уже упоминавшегося Дэйва Гилмора. Он присоеденился к ансамблю 18 февраля 1968 года и примерно семь недель играл с Барретом, хотя уход Сида был лишь вопросом времени. Это произошло 8-го апреля. (В начале 1970 года Баррет записал сольный альбом, сделав половину его почти за два дня с помощью Гилмора и Уотерса, а в ноябре того же года смонтировал диск с Гилмором, Райтом и ударником Джерри Ширли.
Оба диска несли в себе отчетливо фолковые интонации). На протяжении пяти последующих лет о нем ходили различные слухи и легенды, гласившие, что он обитает и проводит время где-то в подвалах Кембриджа. Первый менеджер Pink Floyd Пит Дженнер в 1974 году сделал бесплодную попытку привлечь Баррета к записям. Новая порция слухов была выдана в 1975 году, когда группа посвятила ему на альбоме композицию Shine On You Crazy Diamond, и Баррет без приглашения явился неожиданно в студию и заявил, что он готов писать этот бит. Альбом был выпущен в 1977 году с продюссером Дэйвом Гилмором. Гилмор говорил о нем: «Один из трех или четырех величайших, вместе с Бобом Диланом». До присоединения к ансамблю Гилмор побывал в Париже, где организовал собственную группу и совершил с ней турне по Европе. Сменил много занятий, в том числе ремесло натурщика, прекрасно овладел французским языком. По сей день ведутся споры, был ли в конечном счете компенсирован уход бывшего лидера. С Барретом группа потеряла чувство юмора, так заметное во многих отличных песнях, например, Arnold Layne. Но основа творчества ансамбля — крупноформатная работа — осталась. С этим стабильным составом и их первой, по настоящему протяженной, работой Saucerful Of Secrets, они смогли снова сконцентрировать свои сила на концертных выступлениях. Времена танцзалов показали, что единственно приемлемый для них путь — это перенести свою музыку в слушающую и думающую аудиторию.
Так группа начала свои выступления в университетах. Светошоу были отставлены и Pink Floyd затратили огромные деньги на оборудование, которое с годами становилось все сложнее и сложнее. Со своей новой техникой, какой не владел ни один другой коллектив, они могли создавать на сцене наиболее сложные звуки без особых хлопот. Изменился сам способ представления. Теперь светошоу применяли для своих представлений многие музыканты, а Pink Floyd стали почти невидимыми, играя в темноте, а зрителю оставалось наблюдать за разными эффектами. Иногда казалось, что группа на сцене и не нужна; с равным успехом они могли играть за кулисами или включить фонограмму. В этом был свой смысл: походило все это на радио, где слушатель сам формирует свои умственные узоры, а Pink Floyd давали аудитории достаточно визуальных ключей для образа, выстраивающегося в разуме. На апрельском выступлении в лондонском фестивальном зале с программой More Furious Madness From The Massed Gadgets Of Auximenes они впервые использовали свой панорамный звуковой регулятор, так называемый азимут- координатор, позоляющий изменять характеристики звукового поля внутри помещения. Теперь там, где они выступали, кричали чайки, плескалась вода, трещали автоматы, гудели реактивные самолеты, взрывались бомбы. Благодаря 100-ваттным громкоговорителям, установленным во всех концах концертного зала, координатор делал возможными утонченные эхо-эффекты и совершенный квадро-эффект. По словам критика Тони Палмера, музыка, «казалось исходила от твоего соседа, с потолка, из-под сиденья, иногда даже из твоего собственного мозга». В конце июня 1968 года организуется первый знаменитый концерт в Гайд-парке, где Pink Floyd, Рой Хаппер и Jethro Tull играют перед восторженной публикой.
Этот успех, а так же доброжелательные отзывы прессы об их альбоме, вышедшем тогда же, дали группе уверенность, в которой она так нуждалась после ухода основного исполнителя и композитора. Основным сочинителем в ансамбле стал теперь Уотерс, который написал почти все тексты к этому альбому, с темами летающих тарелок и прочими загадками природы. В музыке осталось и пространственное звучание, и «космический» колорит, но вместо искаженных гитарных звуков, теперь забился гипнотический пульс бас-гитары, скрытый динамизм Баретта уступил место мощному дыханию уносящегося вверх звука церковного органа, на фоне которого отчетливо слышно каждое слово, тончайшие голосовые нюансы певца, эмоциональные гитарные пассажи. Гармоничность и монументальность — вот первые эпитеты, которые приходят на ум в адрес этого альбома. Pink Floyd остался верным подчеркнуто-спокойному, где-то холодному, но четко очерченному звуку. Во многих композициях заметно влияние классических произведений Баха, Генделя, Монтеверди. Но влияние это глубинное — ни одной цитаты из композиторов- классиков заимствовано не было. «Блюдце» уже содержало все то, чем группа впоследствии прославилась. С июля по сентябрь 1968 года Pink Floyd совершают турне по Америке и Европе, совершенствуя свою программу «Прогулка» до тех пор, пока она не превращается в цельное произведение. С октября того же года они стали учавствовать в еженедельной программе «Дома всех святых» в Лондоне.
Им начинают помогать американцы Джоэл и Тони Брауны из компании Тимоти Лиры, которые взяли на себя разработку световых эффектов. Первые попытки сочетания света и музыки были проведены на выступлении в колледже исскуств в Хорнси, но первое настоящее комплексное выступление состоялось 15 октября на организованном первым европейским «подпольным» изданием International Times грандиозном вечере в лондонском «Круглом доме». Pink Floyd играли для двухтысячной аудитории, сопровождая выступление демонстрацией плавно движущихся слайдов, показывающих то ансамбль, то аудиторию. В декабре это выступление было повторено, и весь сбор пошел в пользу борющегося народа Зимбабве. Двенадцатого декабря они выступили уже в «Ройял Алберт Холле“. Из рецензии в International Time:“ Группа Pink Floyd устроила удивительное представление, наполненное странными звучаниями, с проекцией слайдов, изображавших то открытый космос, то доисторические пейзажи, и яркими вспышками разноцветных лампочек, сопровождающими ритм ударных…» В это же время подобными светозвукоразработками занимались группы американского Западного побережья, такие, как Jefferson Airplane, Grateful Dead и Doors, которые сопровождали свою музыку фильмами и светошоу. Но когда американцы только начинали свои эксперименты, Pink Floyd уже имели устойчивую репутацию в подпольных кругах. В музыкальной программе Pink Floyd того времени появились, кроме старого материала, экстравагантные инструментальные пьесы, давшие простор экспериментам со звуком и длящиеся порой до часа.
Со временем их музыку стали называть «космической». 31 декабря Pink Floyd, Пит Дженнер и Эндрю Кинг организовали сообщество Blackhill Enterprises для руководства ансамблем. В ноябре Брауны вернулись в Америку и светом стала заниматься Джо Гэнкон. 23 декабря открылся клуб UFO, ставший популярнейшим местом сборищ подпольных кругов. Группа переходит в этот клуб, где начинает работать рядом с Soft Machine, The Crazy World Of Arthur Brown, Tomorrow, и становится вместе с ними, прототипом групп «новой волны» психоделического рока. Здесь они обзавелись своей, довольно широкой, публикой, а их эксперименты со светозвуком становятся более смелыми. Как и у групп Западного побережья, песни были у Pink Floyd не самоцелью, а плацдармом для более широких экспериментов. ЭКСПЕРИМЕНТ! Это слово стало ключевым для творчества Pink Floyd. Ранние классики психоделического жанра The Electric Pruners сочинили типовые, для них, мелодии: Get Me To The World Of Time, Great Banana Hoax I Had Too Muck To Dream Last Night, но на компиляциях их творения уже через пять лет воспринимались как курьезы, достойные того, чтобы после прослушивания их надолго забыли на полках хранилища. Музыка многих американских ансамблей, подвизающихся на ниве псевдоэкспериментирования в психоделике, ее технической усложненности за счет отхода от набивших оскомину вопросов типа «Вам хорошо?» и призывов «Хлопайте в ладоши», так же оказалась безнадежно неэффективной. Главным отличительным знаком и единственным достоинством Monk была их серьезность, Kaleidoscope интересовала только чистая психоделика, а Lemon Pipers представила смесь довольно скверную — слишком много поп-музыки и мало экперимента.
Pink Floyd пошли дальше. Следующим их шагом была запись. В соответствии с модой тех времен, их первой продукцией, выпущенной в январе 1967 года Джо Бойдом, музыкальным директором UFO, стал сингл Arnold Layne, сочиненный Сидом Барретом. Он весьма отличался от привычных синглов того времени. Инструментальная часть была немного смягчена и искажена, с интересным звучанием Рика Райта в середине. Но некоторые неприятности оказались связанными с лирикой — в песне расказывалось о сексуальном маньяке, который воровал развешенное на веревках женское нижнее белье. Лондонское радио объявило композицию «чрезвычайно непристойной». Подобные недоразумения тех времен ныне кажутся нелепыми. Сначала песня прошла почти незамеченной, но позже, после успеха следующего, более сладенького сингла See Emily Play, ей удалось добраться в списках до 25-го места. Несомненным лидером группы в то время был Баррет. Звучание его гитары было неподражаемым, он писал почти всю музыку репертуара группы, а его насмешливая, сюррреалистическая лирика и заметная склонность к космическому мистицизму стали сердцевиной британской психоделики в 1967 году.
Весной этого года группа получает кредит от фирмы EMI в 5,000 фунтов стерлингов — довольно большая по тем временам сумма — и избавляется от услуг Бойда в пользу штатного продюссера фирмы Нормана Смита. 28 апреля они играют на знаменитом «14-часовом» бесплатном фестивале в Северном Лондоне. Звезда ансамбля начинает высоко подниматься. 18 мая они выступили со сценическим представлением под названием «Майские игры» в Зале Королевы Элизабет. Во времена, когда другие знаменитые музыканты играли на сцене не более получаса, их обещание дать полнометражное представление казалось довольно претенциозным. В выступлении были использованы все творческие и технические достижения группы той поры — одновременная демонстрация фильмов и слайдов, цветные дымы, сюрреалестические тексты, звуковые волны, валящиеся на слушателей с разных сторон; здесь впервые была использована квадрофоническая система. Впечатление усиливали множество раздаваемых даром воздушных шариков и нарциссов. Сама песня Games For May, с названием, измененным на See Emily Play, вскоре была выпущена как сингл, и в июле дотянулась до пятого места в английских списках. Группа выступила в телепрограмме «Сливки поп-музыки». После выпуска альбома их записывающая деятельность пошла по нескольким путям. Один из них — создание музыки для фильмов. Их первым экспериментом в этом направлении была звукозапись музыки к фильму западногерманского режиссера Барбета Шредера «Больше», законченная в июле 1968 года.
Выпущенный позже отличный саундтрековый альбом продемонстрировал вкупе с фильмом, что ранние эксперименты группы с тотальным представлением музыки еще не исчерпали себя. Львиная доля композиторского успеха вновь досталась Уотерсу. Следующая возможность поработать в кино им представилась с фильмами «Пусть все любят в Лондоне этой ночью» Питера Уайтхэда и The Commitee Пола Джонса. Затем последовал двойной альбом, вышедший в октябре 1969 года. Его особенностью было то, что две стороны были записаны на концертах в клубе «Матери» в Бирменгеме и в манчестерском коммерческом колледже. Концертные версии хорошо известных вещей ничего нового к ним не добавили, но второй диск представлял определенный интерес. Каждый из членов группы на пол-стороне делал все, что хотел, — в итоге получилось интересное проникновение в составляющие силу ансамбля четыре творческих начала. Sysyphus Рика Райта открыл слушателям современного авангардного музыканта. Начиная мелодией, являющей из себя экстракт из фортепианного концерта, он быстро перешел в выдающееся произведение электронной музыки. Роджер Уотерс, чье имя обычно стояло за короткими спокойными песнями Pink Floyd, выразил здесь свою склонность к причудам. Дэйв Гилмор и Ник Мэйсон строят свой произведения The Narrow Way и The Grand Vizier's Garden Party соответственно на использовании своих инструментов. Несмотря на разнообразие выразительных средств, легко было выделить то общее, что присутствовало в музыке всех членов группы.
Это статичность. Пьесы представляли собой какие-то коллажи без начала и ясного конца, последовательность внутренних состояний, безболезненно переходящих одно в другое, чтобы затем вернуться к исходной точке. Пассивная музыка, ведущая в область раздумий, размышлений… И вот такая, именно углубленная, самосозерцательность стала, по выражению одного критика, «краеугольным камнем наиболее передовой роковой музыки». Французская музыкальная академия присудила альбому титул «Лучшая пластинка года в области современной музыки». Знаменитый кинорежиссер Микеланжило Антониони, автор фильма «Забриски Пойнт», для которого они наиграли массу мелодий, отнесся к ним чрезвычайно придирчиво и выбрал относительно не много. «Это был ад, сущий ад!»- так вспоминает Роджер Уотерс о декабре 1969 года в Риме. Очень эффектным фоном к финальной сцене многократно взрывающегося дома, снятого во всех ракурсах, явилась композиция Come In Number, Your Time Is Up, позже переименованная в Careful With This Axe, Eugene. В марте 1970 года фирма MGM выпустила диск с музыкой из фильма, куда вошли три композиции группы.
В записывающей практике было наглядным стремление к более укрупненным и объемным формам, которое приводило к почти классическому стилю. Начало было положено альбомом, впервые представленном на суд публики в трехчасовой програме фестиваля поп-музыки в Бате. Сам альбом вышел на рынок в октябре 1970 года и привлек огромное внимание аудитории, достигнув первого места в английских списках. Благодаря этому успеху Pink Floyd добиваются статуса суперзвезд роковой музыки. Одну сторону диска занимает медленно развивающаяся пьеса, сделанная внешне, с индиферентным настроением, как это было в Set The Controls For The Heart of The Sun — откровенная инструментовка, построенная на простых риффах и увенчанная приятным звучанием хора и симфонического оркестра. В центре звучания находилась электронная секция, причем манера исполнения Pink Floyd на синтезаторе меньше всего походила на обычный стиль роковых музыкантов. Позже один из критиков напишет, что вся музыка Pink Floyd звучит не иначе, чем, если бы скрипичную сонату прошлого века проиграли на органе Хэммонда. Это наблюдение более всего приемлимо к альбому.
Наследие Баррета в этом диске, как и в следующем, проявляется, пожалуй, только эмоционально. В то время как Баррет легко и непринужденно развивал в текстах свои самые удивительные и в чем то антимузыкальные идеи, его порыв в ранние времен а группы колебался между страстью первооткрывателя, авантюриста и экспериментатора и между страхом потерять свой дом и тепло дружеской руки. Именно альбомы группы, созданные в 1969-72 годах, отличались этим настроением и тягой к пространству от всех остальных творческих творений. Потому-то группе и довелось служить великолепным фоном, эмоциональным и музыкальным, в кино, театре, балете, телевидении. В частности, по мотивам музыки из альбома французский хореограф Ролан Пети написал партитуру к балету по Марселю Прусту «В поисках утраченного времени».
Альбом этот не стал вехой в творческом пути ансамбля хотя бы потому, что, кроме эмоциональности и протяженности, другими видимыми достоинствами, в частности, наличием сильной проходной идеи, он не обладал. Симпатичный, но наивный руссоизм, пассивное восхищение природой и отвлеченные проповеди космической гармонии, преломленные в зеркале философии хиппи, не могли найти поддержки активных слушателей. Они странно звучали на фоне продолжающейся агрессии США во Вьетнаме, жестоких расправ полицейских с участниками антивоенных демонстраций, тотального подавления гражданских свобод. Но уже в этом диске неровный стук сердца матери ассоциировался с глухими ударами полицейских дубинок. Рефреном пройдя через альбомы и, они станут прологом к стуку сердца музыканта гражданина в песне Time, самой сильной из альбома. А пока Pink Floyd чувствует настоятельную потребность стать ближе к жизни, и, в то же время, свое бессилие сделать это. В балладе If из диска раздаются слова:
Если я стану лебедем — я уплыву,
Если поездом — опаздаю (в который раз).
А если просто хорошим человеком —
Буду больше говорить с тобой, чем сейчас.
Если я засну, то увижу сон,
Если испугаюсь — смогу спрятаться.
А если стану не таким, как все
Пожалуйста, не копайся в моей душе.
Если я буду луной — стану холодным,
Если правилом — то обязательно с исключениями.
А если просто хорошим человеком,
Смогу представить то, что между нами.
Если я стану одиноким — я закричу,
Если буду с тобой — стану домашним и скучным.
А если — не таким как все,
Пустите ли вы меня в свою игру?
Летом 1970 года группа совершает турне по Европе, а 18 июля дает еще один бесплатный концерт в Гайд-парке, собрав на этот раз стотысячную толпу. Затем последовали американские гастроли, и поздней осенью ансамбль вернулся домой. В создании альбома принял участие экпериментатор электронной музыки Рон Гризин. Он же, вместе с Уотерсом, разработал партитуру к фильму Тони Гарнетта «Тело». В декабре группа работала над звукозаписью к фильму. 15 мая 1975 года Pink Floyd дает гала-представление в парке Кристал Пэлэс с фейерверком и 15-метровым надувным осьминогом, который медленно выплывал из глубин озера во время исполнения композиции Return To The Sun Of Nothing (позже переименованной в Echoes). Под проливным дождем ансамбль на бис исполнил Astronomy Domine. К сожалению, уровень громкости был столь велик, что в озере издохла рыба. Затем — почти полугодовое кругосветное турне. 13 ноября на рынке появляется альбом, в отличие от предшественника, уже имевший сквозную идею, но, при всех достоинствах, критикой встреченный довольно равнодушно. Его выход ознаменовал крутой поворот в судьбе группы. Музыкантам словно стало холодно в своей башне из слоновой кости, башне интеллектуальной замкнутости и умозрительности. Тема нового диска — одиночество, его лейтмотив — поиски тепла и человечности. Новая тема продиктовала и новые выразительные средства — появляется трогательный деревенский блюз Seamus, медленный фокстрот Sen-Tropez. Настоящий шедевр пластинки — сюита Echoes. Она длиться прмерно столько же, сколько Atom Heart Mother с предыдущего альбома, но насколько они отличаются! Вместо жизнеутерждающих симфонических аккордов — странные, щемящие синтезированные звучания, «щемящая электроника»…
В 1972 году группа выступала мало. Они выпустили альбом, саундтрековую запись к фильму Барбета Шредера «Долина». Запись проводилась во Франции на студии Шато д'Эруваль, где оборудование, по мнению группы, было примитивным. Тем не менее альбом вышел отличный, экстравагантный, с отличной игрой Гилмора на гитаре, и проложил ансамблю путь к успеху в США. Тогда же вышел фильм Pink Floyd At Pompeii, снятый для Евровидения Адрианом Мэйбеном и впервые показанном на Эдинбургском фестивале в сентябре. Музыка к фильму продемонстрировала, что ансамбль на верном пути. Но главная работа года — титанический труд по записи альбома, который занял девять месяцев. Мало кто ждал какого-либо изменения в творчестве группы, которая пользовалась успехом в интеллектуальных и студенческих кругах, всемирной известностью и соответствующей публикой. Но результат оказался исключительно впечатляющим — этот альбом вплоть до «Стены» был лучшим у группы. Он имел прочное тематическое и музыкальное обоснование с начала до конца, и все нюансы играли свою роль. Речь в альбоме идет о темной стороне жизни в современном потребительском обществе. Если диски и — альбомы-переживания, то на «Обратной стороне Луны» отчуждение и одиночество не только показаны, но и подвергнуты анализу. Группа обратилась к острейшим вопросам современной действительности. Большинство номеров этой пластинки — песни-предупреждения.